Как инопланетяне загубили рынок консолей

Как инопланетяне загубили рынок консолей

Каждый геймер слышал о таком временном промежутке как «Падение игровой индустрии 1983-ого», но о виновнике этого «торжества» знают не все. Что ж, сегодня мы расскажем вам историю темного времени консольного гейминга, когда компания Atari и ее приставка Atari 2600 резко потеряли популярность и понесли большие убытки сразу после выхода игры по одноименному фильму «E.T.».

Исторический факт
В 1983 году у всех людей Atari ассоциировалось с видеоиграми и игровой системой Atari 2600, которая сделала компьютерные развлечения доступными почти каждому среднестатистическому потребителю. В результате, появились конкуренты, которые также хотели занять свое место в этой культуре и заработать состояние, из-за чего рынок начал заполняться консолями все больше и больше, а их библиотека игр практически полностью повторяла Atari, менялось лишь название и оформление. Заметьте, тогда не было публичного Интернета, в большинстве случаев геймеры того времени покупали «кота в мешке» (впрочем как и мы в девяностых, но не об этом сейчас речь), причем этот кот мог оказаться как красивым гладкошерстным так и лишайным (это как раз происходило чаще). Незнание и покупка очередной игры наугад - начали отталкивать игроков.

Видя такую ситуацию, руководство Atari решает данную проблему очень грамотно. Они запускают разработку проекта по популярному фильму тех времен, которому удалось собрать в кинотеатрах огромнейшую аудиторию довольных зрителей. Тем самым фильмом стала картина Стивена Спилберга «E.T.», более известна на постсоветском пространстве как «Инопланетянин». Бренд раскручен, следовательно – ажиотаж на игру гарантировано озолотит разработчиков, тем более, что по планам издателя картриджи должны били попасть на прилавки магазинов к рождественским праздникам, когда люди максимально тратяться на подарки. Как думаете, что захочет увидеть ребенок под елкой, если у него уже есть Атари и он до сих пор фанатеет от черепахоподобного инопланетянина? Разумеется, это будет игра по мотивам E.T.

Впрочем, как и планировалось, картриджи с E.T. расходились как горячие пирожки. На этом успех игры подошел к концу. Сразу после попадания схемы с программой в специальный разъем консоли – расстройству покупателей не было предела. Они получили совершенно неиграбельную и непонятную вещь. Гневные отзывы и критические статьи в журналах не заставили себя ждать, как в прочем и возращение неудачной покупки продавцам. Говорят, что более чем 95% картриджей были возвращены в магазины. Провал прямо отобразился на успешности Atari, которая понесла с выходом E.T. убытки в размере 536 миллионов долларов! Сообщалось, что возвращенные экземпляры были закопаны по близи Эл Пасо, но представители компании отнекиваются, говоря, что это были не картриджи, а старое оборудование.

Данная ситуация в корне изменила отношение людей к играм на консолях, из-за чего их популярность падала. Плюс, в этот момент домашние компьютера дешевели и становились более привлекательными как игровая платформа для разработчиков и пользователей.

Об игре
Что же такого плохого в горем известным E.T? В прицепе, ничего ужасного тут нет, и все бы нечего, если бы главная цель была ясна, локации были бы похожи на то, что они из себя должны представлять, а сама игра не меняла правила на ходу и не сбрасывала инопланетянина в яму. Но давайте попытаемся разобраться.

При включении, игрока приветствует довольно неплохой заглавный экран, но саундтрек не совсем такой, как фильме (не звучание, а именно порядок нот). Игра начинается, и мы видим, как космический корабль приземляется в лесу (да, пятьдесят оттенков зеленого – это лес).

Пришло время знакомиться с интерфейсом! Число «9999» - это счетчик здоровья, который расходуется во время любых телодвижениях главного героя. Когда на циферблате появится «0» - пришелец умирает, но затем, прибегает мальчик Эллиот и воскрешает бедолагу. После воскрешения счетчик жизни насчитывает уже 1500 очков. Таких воскрешений может быть рандомное количество, после чего наступит Game Over.

Вверху есть сиреневая полоска, которая является навигатором. Тут могут появляться стрелки в четырех направлениях, круг с точкой, вопросительный знак, смайлик, космический корабль (наверное), кричащая мордочка, части телефона и значок города. Каждое из условных обозначений несет информацию, без знания которой - игру не пройти. Вот небольшой мануал от портала sgames.ua:

  • Стрелки – при нажатии на кнопку (джойстик Атари располагает только одной кнопкой) инопланетянин мгновенно перемещается на соответствующий экран.
  • Круг с точкой – превращает одну конфету в 200 очков.
  • Вопросительный знак – подсвечивает яму, где есть деталь от телефона.
  • Смайлик – в одной из ям есть вялый цветок, если в момент появления смайлика возле цветка нажать кнопку действия – растение вновь расцветет.
  • Кричащее лицо – по всей видимости, подзывает Эллиота.
  • Значок города – отпугивает Детектива.

Есть еще несколько условных обозначений, но их предназначение неизвестно.

В игре присутствует несколько персонажей, которые по-разному взаимодействуют с пришельцем, Но в большинстве случаев встреча с человеком – плохая примета. Так Детектив отберет у вас одну деталь телефона, Ученый заберет гостя из космоса в лабораторию, а мальчик Эллиот съест все собранные конфеты (такие уж дети), но взамен оживит протагониста после его кончины.

Возможно, то, что вы прочитали выше, показалось вам полным бредом, но услышав цель игры – все прояснится (ну, в кокой-то степени). Чтобы E.T. вернулся домой ему нужен телефон, но его части разбросаны по ямам, которые встречаются здесь чаще, чем на наших дорогах. Во время поиска средства коммуникации Детектив, Ученый и Эллиот всячески с нами взаимодействуют. Помимо запчастей для телефона можно найти конфеты, об эффекте которых мы рассказали выше.

Управление не очень замысловатое, но требует определенного опыта, несмотря на то, что в распоряжении у игрока только «палкаудовольствия» и кнопка действия. Вся сложность заключается в том, что правила навигации меняются в зависимости от ситуации. Например, если инопланетянин находится в яме, то при помощи кнопки действия он взлетает, но если он располагается в любом другом месте, то при зажатии клавиши появляется возможность бегать, а при нажатии выполняется действие, указанное в сиреневой полосе, о содержании которой мы также упомянули.

Итог

E.T. не настолько ужасная, как о ней принято говорить. Да, в ней есть полно правил и особенностей, о которых можно узнать только по счастливой случайности или из Интернета. Возможно, графическое и звуковое сопровождение не на высшем уровне (это, кстати, еще нужно постараться испортить на Atari 2600), а постоянные падения в яму из-за «сырости» проекта приводят в бешенство. Однако стоит помнить, что E.T. The Extra-Terrestrial – это классика, которая была не понята, из-за чего консольная эра чуть не прекратила свое существование.

P.S.
Надеемся вам понравился наш обзор на E.T. Atari 2600.