Впечатление от This War of Mine
Любой военный конфликт несет за собой ужасающие последствия, к которым относятся масштабные разрушения в черте города, пугающее число уничтоженной техники и погибших бойцов. Такую войну мы видим в фильмах и играх, где протагонистами выступают бравые члены отрядов специального назначения, лихо орудующие всеми типами оружия и молниеносно очищающие территорию от скопления противника. Мало кто из нас задумывался над тем, что происходит с обычными людьми, проживающими в зоне боевых действий, с чем им приходится сталкиваться, какие действия предпринимают, дабы выжить в тяжкие дни, и что при этом чувствуют. На поставленные выше вопросы в полной мере отвечает проект смешанного жанра This War of Mine от независимых разработчиков из 11 bit studios, о коем редакция портала sgames.ua попытается рассказать максимально подробно.
Добро пожаловать в Погорень Ад
События симулятора выживания с элементами ролевой игры, стратегии и стелс-экшена This War of Mine разворачиваются в неком осажденном городе Погорень, что является прообразом всех населенных пунктов, находящихся в критическом состоянии, вызванном затянувшейся войной. Некогда мирный и процветающий городишка небольшого масштаба отныне походит на пепелище, где здание не "украшенное" огромной дырой в стене или обвалом от попадания снаряда - большая редкость, а местные жители выживают как могут, копаясь в развалинах, обворовывая и убивая бывших соседей с целью заполучения хоть какой-нибудь провизии, чтобы протянуть еще сутки, ведь город полностью отрезан от внешнего мира, то есть поступления продуктов питания, медикаментов и прочих полезных вещей нет как такового.
В таком сеттинге раскрывается история нескольких персонажей, об особенностях которых мы поговорим спустя несколько абзацев. Пока следует для себя отметить, что протагонисты не являются родственниками, некоторые, возможно, просто знали отдельных товарищей по несчастью до начала боевых действий, но по сути все они чужие друг для друга, что и отображается в их характере, привычках и предрасположенностях. Как бы то ни было, группа выживших, о которой идет речь в сюжете, поселилась под крышей одного заброшенного дома, хоть как-то пригодного для проживания в нем. Тут герои проводят дни в суете и ночи в напряжении, надеясь на скорое прекращение этого кошмара.
Игровой процесс
Геймплей This War of Mine можно разделить на два этапа и в каждом из них выделить ключевые особенности, также выступающими в каком-то роде игровыми механиками. В светлое время суток, например, придется оставаться в убежище, занимаясь бытовыми вопросами, а ночью отправляться на поиски припасов. Однако давайте рассмотрим каждое составляющее по отдельности, и начнем, пожалуй, с характеристики персонажей.
Мы существа не безликие
Симулятор, разработанный силами девелоперов из 11 bit studios, предлагает интересную ролевую систему, использующую огромное количество действующих лиц. Многочисленность играбельных персонажей обусловлена тем, что каждый из них обладает уникальным психологическим портретом, историей и предрасположенностями, что определяет их место в небольшой общине беженцев. На практике же данная особенность проявляется так: кто-то хорошо готовит, умея экономить продукты, у другого отлично подвешен язык, благодаря чему он успешно торгуется, еще один обладает немалой силой, что помогает ему вмещать в свой рюкзак куда больше вещей, чем кто-либо еще и так далее. Практически все из представленных протагонистов становятся важными шестеренками в сложном механизме выживания. Даже походящие на обузу проявят себя хранителями поднятого духа у друзей, что немаловажно в сложившейся обстановке.
Еще стоит не упустить из внимания такой показатель, как характер персонажа. Тут также сохраняется правило разнообразности, ведь каждый из подчиненных игроку реагируют на окружающую обстановку по-разному, и это отображается в их мыслях и действиях. Чтобы понять работу социальной системы, смоделируем типичную ситуацию для рассматриваемой игры: добывая ресурсы для проживания, пришлось ограбить пожилую пару, не способную себя защитить, бросив тем самым их на произвол судьбы. Каждый член общества, причастный к аморальному, но вынужденному поступку заимеет неповторимую точку зрения на произошедшее: первый попытается забыть об испорченной карме, утешая себя тем, что теперь он обеспечен провиантом, второй начнет грызть себя изнутри за содеянное, третьему станет жалко обворованных стариков, но при этом он все равно будет благодарить добытчика за найденные продукты. Кроме того, подобного рода эпизоды отобразятся на психической уравновешенности протагонистов, заставляя впадать тех в депрессию или, наоборот, быть гордым за то, что не оставил ближнего в беде.
К слову, настроение персонажа прямо зависит от того, удовлетворяются ли его потребности в тепле, отдыхе, еде и привычках. Что касается последнего, то сюда можно отнести пристрастие к табаку, кофеину или алкоголю. Разумеется, кофеман проживет без своего любимого напитка, но при наличие нескольких кружек ароматного пойла он будет себя чувствовать в разы умиротвореннее.
Дневная суета
Из-за того, что Погорень находится в осаде, днем на улице лучше не появляться, ведь вероятность словить шальную пулю или быть убитым точным выстрелом снайпера достаточно велика. Из-за этого пребывание в убежище в светлое время суток - обязательное для соблюдение правило безопасности. Но не стоит полагать, что весь дневной период герои будут шататься из комнаты в комнату, не находя себе место от скуки. Напротив, работы по горло все двадцать четыре часа. Готовка еды, сооружение новых устройств, кои потом позволят создавать полезные предметы из найденных материалов, пригодные для личного использования или обмена с выжившими из других лагерей, и отдых - все вышеперечисленное отнимает уйму времени, беря во внимание еще то, что ночью придется отправиться в город на поиски полезной всячины.
Как было упомянуто несколькими строчками ранее, в This War of Mine присутствует, как то называется, крафтинг. Система производства разношерстных вещей вполне себе интуитивна и обыденна, что не заставит пользователей разбираться в ее тонкостях. Единственное, что нужно понимать - без строгого перечня компонентов в необходимом количестве и подходящего, так сказать, верстака желаемую вещицу не соберешь. Например, чтобы приготовить завтрак, понадобятся продукты питания, вода и горючее для розжига заранее сооруженной плиты. Еще воду не отцедишь без коллектора, не перегонишь самогон (очень ценная валюта, кстати) без самогонного аппарата и не смастеришь простейший инструмент или оружие без мастерской. Подобные устройства придется собирать самостоятельно, на что, как не сложно догадаться, понадобится в значительной мере опустошить инвентарь от запчастей. В добавок к этому, уже установленный, допустим, станок подвергается улучшению, что открывает доступ к созданию более сложных конструкций и позволяет экономнее расходовать провизию.
Что интересно, днем в дверь может постучать торговец, предложив обмен, или простой гражданский. Что касается последнего варианта, то к воротам "крепости", принадлежащей группе действующих лиц, вполне вероятно, придет случайный житель Погорени, попросив еды или помощи в каком-то деле. Помимо сего, не исключено, что незнакомый беженец пожалует с целью стать правомерным членом данного сообщества, получив вместе с рядом обязанностей и убежище. В обоих случаях никто не запрещает отказать или принять предложение, в зависимости от того, позволяют ли активы общины оказать содействие в чем-либо или принять еще одного бедолагу в команду. Следует также понимать, что во всем есть не только выгода, но и подвох, порой приводящий к трагичным последствиям, так что каждый шаг и всякое принятое решение должно быть неоднократно обдуманно.
Под покровом ночи
Как только стрелки часов продемонстрируют восемь вечера, день будет считаться завершенным, а это значит, что настало время распределять обязанности на грядущую ночь. На сим этапе появится опциональное окно с картой города и перечнем персонажей, коим следует приказать спать, охранять дом или отправиться добывать провиант. Тут немаловажное значение имеют ранее рассмотренные характеристики подвластных альтер-эго. Необязательно быть гением, чтобы понять, что хорошего повара лучше оставить в убежище. Аналогичная ситуация и с опытным бойцом - да, его можно взять на вылазку, где при необходимости он сможет дать отпор, но целесообразнее оставить этого кадра охранять пристанище. Как правило, собирательством занимаются протеже, способные утащить максимальное количество найденных материалов или быстрые бегуны, кои имеют чуть менее вместительный инвентарь, зато при наступлении напряженной ситуации в мгновение ока уходят от проблем, припоминая времена спортивной карьеры. В отличие от возможных действий, к добыче ресурсов допускается лишь один герой, что, по мнению редакции портала sgames.ua, несколько странно.
Подробного рассмотрения заслуживает та часть геймплея, в которой игроки отправляются на сбор необходимого провианта. После того, как будет избран добытчик, следует определиться с местом, которое предстоит исследовать. Осуществляется это через упомянутую выше карту города, где отмечены локации, доступные для посещения, а также приведена сжатая аннотация к ним, что дает возможность понять стоит ли сейчас туда наведаться или разумнее посетить другое место, учитывая реальные нужды и возможности.
Затем персонаж при желании снабжается необходимым инструментарием, кой может понадобиться в этом деле. К таким предметам относятся ломы, отмычки, лопаты, оружие и любое другое наполняющие инвентаря, если есть вероятность заключение торговой сделки.
Как только эти два пункта окажутся позади, события перенесутся туда, куда был ранее отправлен персонаж, над которым геймеру тут же передается право управления. Оказавшись у здания, следует осторожно к нему подобраться и провести предварительное изучение через замочные скважины в дверях, чтобы избежать нежелательной встречи с агрессивно настроенными личностями или подготовиться к деловому разговору об обмене. Чаще всего, в обыскиваемых домах найдутся и другие выжившие, но не все имеющееся там имущество является их частной собственностью, так что тут действует правило "кто первый нашел, тот и взял". Игровой процесс перетекает от спокойного рыскания по ящикам до напряженного экшена с яростными рукопашными схватками или позиционными перестрелками. Следует упомянуть и про более изящную манеру прохождения - стелс, в чьей механике узнаются родственные связи со знаменитой в свое время серией проектов "Как достать соседа".
Вернуться в убежище можно в любое время, но лучше уложиться до первых солнечных лучей, так как не забываем про снайперов, отстреливающих всех неизвестных в зоне видимости. Если поиски затянулись до четырех утра и позже, то сложность задачи возвращения возрастает в разы, из-за чего отправившийся на поиски прибудет домой с большим запозданием... или не прибудет вообще.
Так как в Погорене есть еще люди, они также всеми правдами и неправдами пытаются выжить, что порой приводит их к мародерству. В одну прекрасную ночь такая банда охочих до чужого добра заглянет и к нам на огонек. Если за охрану отвечает подготовленный для этого человек, да еще и с оружием, то грабителям не удастся унести с собой сбережения, на кои они покусились. В случае, когда оборона недостаточно крепка, злоумышленники не только отнимут ценные вещи, но и навредят здоровью тех, кто остался стоять в гарнизоне, из-за чего им придется пройти курс реабилитации - перевязывать раны, больше отдыхать и принимать антибиотики.
До победного конца
Перечисленные выше события будут повторяться раз за разом, приобретая цикличную последовательность, до тех пор, пока не наступит конец войны. Сможет ли группа выживших увидеть наступление мира на улицах родного города в полном составе, быть может лишь часть беженцев доживет до желанного дня, вполне вероятно, что никто из героев больше никогда не застанет спокойных времен - финал зависит только от действий игрока.
Хотелось бы отметить, что на подход к прохождению немалое влияние оказывает и случайная генерация некоторых фрагментов в This War of Mine. С началом новой игры антураж разукрасит иное время года, совсем другой начальный список персонажей и отличающаяся от прежней череда случайных ситуаций. Наличие подобного функционала не может не радовать, так как реиграбельность проекта повышается в разы.
Техническая сторона
This War of Mine - продукт от независимых разработчиков, так что рассчитывать на технологии нового поколения тут не стоит. Однако без креативного подхода к визуализации мастера из 11 bit studios не обошлись, предав настроение своей игры через угнетающую картинку, как бы нарисованную мрачными грифельными карандашами, но при этом в полном 3D. Выглядит все поистине качественно и чрезвычайно атмосферно.
Тоже самое касается и музыкального сопровождения, характеризующегося давящими фоновыми проигрышами и напряженными композициями в соответствующих моментах. Озвучивания как такового тут вовсе нет, оно, как оказалось, не шибко-то и обязательно, если в наличии имеются диалоги, вынесенные в абстрактные облака, что стало визитной карточкой комиксов, наряду с их ячейкообразной структурой.
Вердикт
Симулятор выживания This War of Mine - это игра из разряда "еще один ход и я закругляюсь", но вот это "закругляюсь" все никак не наступает, ведь геймплей полностью поглощает собой. Тут интересно исследовать, наблюдать за происходящими событиями, планировать стратегии и адаптироваться к новым условиям. Нередко игрока заставляют понервничать за жизнь его подопечных, а также ставят в ситуации, когда приходится решаться на тяжелые для нравственного человека поступки и потом проклинать себя за содеянное. Если вы могли убить не один вечер и даже ночь на оснащение базы в X-COM или на издевательства в "Как достать соседа" с его неповторимым стелсом, то This War of Mine определенно для вас. В это же время фанаты более прямолинейных тайтлов объект сегодняшней статьи по достоинству не оценят. Минусов у проекта практически нет, если учесть, что приедаться его игровой процесс начинает с десятого часа прохождения. Редакция портала sgames.ua рекомендует This War of Mine к ознакомлению и ставит ей 8.5 баллов из 10.
Комментарии ()